выпускнику

Статья Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьн

Теоретические основы исследования игровых технологий как средства развития познавательных интересов младших школьников.

Понятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературе.

Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет множество трактовок в своих психологических определениях, он рассматривается как:

избирательная направленность внимания человека (Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо);

проявление его умственной и эмоциональной активности (С.Л. Рубинштейн);

активатор разнообразных чувств (Д. Фрейер);

активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру (Н.Г. Морозова);

специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью (А.Г. Ковалев) [1, с.486].

Важнейшая область общего феномена интереса — познавательный интерес. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру — в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость.

В то же время познавательный интерес, будучи включённым в познавательную деятельность, теснейшим образом сопряжён с формированием многообразных личностных отношений: избирательного отношения к той или иной области науки, познавательной деятельности, участию в них, общению с соучастниками познания. Именно на этой основе — познания предметного мира и отношения к нему, научным истинам — формируется миропонимание, мировоззрение, мироощущение, активному, пристрастному характеру которых способствует познавательный интерес.

Более того, познавательный интерес, активизируя все психические процессы человека, на высоком уровне своего развития побуждает личность к постоянному поиску преобразования действительности посредством деятельности (изменения, усложнения её целей, выделения в предметной среде актуальных и значительных сторон для их реализации, отыскания иных необходимых способов, привнесения в них творческого начала).

Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой их них. В труде человек, используя предметы, материалы, инструменты, способы, нуждается в познании их свойств, в изучении научных основ современного производства, в осмыслении рационализаторских процессов, в знании технологии того или иного производства. Любой вид человеческой деятельности содержит в себе познавательное начало, поисковые творческие процессы, способствующие преобразованию действительности. Любую деятельность человек, одухотворённый познавательным интересом, совершает с большим пристрастием, более эффективно.

Познавательный интерес — важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является имманентно присущим человеку от рождения.

Значение познавательного интереса в жизни конкретных личностей трудно переоценить. Интерес выступает как самый энергичный активатор, стимулятор деятельности, реальных предметных, учебных, творческих действий и жизнедеятельности в целом.

Особую значимость познавательной интерес имеет в дошкольные годы, когда знания становятся фундаментальной основой жизни.

Познавательный интерес — интегральное образование личности. Он как общий феномен интереса имеет сложнейшую структуру, которую составляют как отдельные психические процессы (интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные), так и объективные и субъективные связи человека с миром, выраженные в отношениях.

В единстве объективного и субъективного в интересе проявляется диалектика формирования, развития и углубления интереса. Интерес формируется и развивается в деятельности, и влияние на него оказывают не отдельные компоненты деятельности, а вся её объективно-субъективная сущность (характер, процесс, результат). Интерес — это «сплав» многих психических процессов, образующих особый тонус деятельности, особые состояния личности (радость от процесса учения, стремление углубляться в познание интересующего предмета, в познавательную деятельность, переживание неудач и волевые устремления к их преодолению).

Познавательный интерес выражен в своём развитии различными состояниями. Условно различают последовательные стадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. И хотя эти стадии выделяются чисто условно, наиболее характерные их признаки являются общепризнанными.

Любопытство — элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека. Для человека эта элементарная ориентировка, связанная с новизной ситуации, может и не иметь особой значимости. На стадии любопытства ребенок довольствуется лишь ориентировкой, связанной с занимательностью того или иного предмета, той или иной ситуации. Эта стадия ещё не обнаруживает подлинного стремления к познанию. И, тем не менее, занимательность как фактор выявления познавательного интереса может служить его начальным толчком.

Любознательность — ценное состояние личности. Она характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии интереса обнаруживаются достаточно сильные выражения эмоций удивления, радости познания, удовлетворённостью деятельностью. В возникновении загадок и их расшифровке и заключается сущность любознательности, как активного видения мира, которое развивается не только на занятиях, но и в труде, когда человек отрешён от простого исполнительства и пассивного запоминания. Любознательность, становясь устойчивой чертой характера, имеет значительную ценность в развитии личности. Любознательные люди не равнодушны к миру, они всегда находятся в поиске.

Познавательный интерес на пути своего развития обычно характеризуется познавательной активностью, явной избирательной направленностью учебных предметов, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению личности в существенные связи, отношения, закономерности познания. Эта стадия характеризуется поступательным движением познавательной деятельности дошкольника, поиском интересующей его информации. Любознательный дошкольник посвящает свободное время предмету познавательного интереса.

Теоретический интерес связан как со стремлением к познанию сложных теоретических вопросов и проблем конкретной науки, так и с использованием их как инструмента познания. Эта ступень активного воздействия человека на мир, на его переустройство, что непосредственно связано с мировоззрением человека, с его убеждениями в силе и возможностях науки. Эта ступень характеризует не только познавательное начало в структуре личности, но и человека как деятеля, субъекта, личность.

В реальном процессе все указанные ступени познавательного интереса представляют собой сложнейшие сочетания и взаимосвязи. В познавательном интересе обнаруживаются и рецидивы в связи со сменой предметной области, и сосуществование в едином акте познания, когда любопытство переходит в любознательность.

В условиях обучения познавательный интерес выражен расположенностью школьника к учению, к познавательной деятельности одного, а может быть, и ряда учебных предметов.

Как показывают психолого-педагогические исследования, интересы младших школьников характеризуются сильно выраженным эмоциональным отношением к тому, что особенно ярко, эффективно раскрыто в содержании знаний. Интерес к впечатляющим фактам, к описанию явлений природы, событий общественной жизни, истории, наблюдения с помощью учителя над словом рождают интерес к языковым формам. Всё это позволяет говорить о широте интересов младших школьников, в значительной мере зависимых от обстоятельств учения, от учителя. В то же время практические действия с растениями, животными во внеурочное время в ещё большей мере расширяют интересы, развивающие кругозор, побуждают всматриваться в причины явлений окружающего мира. Обогащение кругозора детей вносит в их познавательные интересы изменения.

В учебно-познавательной деятельности интересы младшего школьника не всегда локализованы, поскольку объём систематизированных знаний и опыт их приобретения невелики. Поэтому попытки педагога сформировать приёмы обобщения, а также поиск детьми обобщённых способов решения поставленных задач нередко бывают безуспешными, что сказывается на характере интереса школьников, который чаще обращён не столько к процессу учения, сколько к его практическим результатам (сделал, решил, сумел). Вот почему приближение цели деятельности к его результату составляет для дошкольника важную основу, укрепляющую интерес. Частые же переключения интереса могут неблагоприятно влиять не только на укрепление интереса к учению, но и на процесс формирования личности школьника. Лишь с приобретением опыта познавательной деятельности, умело направляемой педагогом, происходит постепенное овладение обобщёнными способами, позволяющими решать более сложные задачи учения, обогащающие интерес дошкольника.

Опираясь на огромный опыт прошлого, на специальные исследования и практику современного опыта, можно говорить об условиях, соблюдение которых способствует формированию, развитию и укреплению познавательного интереса младшего школьника:

Максимальная опора на активную мыслительную деятельность младшего школьника. Главной почвой для развития познавательных сил и возможностей младшего школьника, как и для развития подлинно познавательного интереса, являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, ситуации мыслительного напряжения, ситуации противоречивости суждений, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, принять решение, встать на определённую точку зрения.

Второе условие, обеспечивающее формирование познавательных интересов и личности в целом, состоит в том, чтобы вести учебный процесс на оптимальном уровне развития младшего школьника.

Исследования, проверяющие эффект дедуктивного пути в познавательном процессе (Л.С. Выготский, А.И. Янцов), также показали, что индуктивный путь, который считался классическим, не может полностью соответствовать оптимальному развитию младшего школьника. Путь обобщений, отыскание закономерностей, которым подчиняются видимые явления и процессы, — это путь, который в освещении множества запросов и разделов науки способствует более высокому уровню обучения и усвоения, так как опирается на максимальный уровень развития младшего школьника. Именно это условие и обеспечивает укрепление и углубление познавательного интереса на основе того, что обучение систематически и оптимально совершенствует деятельность познания, её способов, её умений.

Стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении. Еще К.Д. Ушинский подчеркивал, как важно серьезное занятие сделать для детей занимательным. С этой целью педагоги насыщают свою деятельность приемами, пробуждающими непосредственный интерес учащегося. Они используют различный занимательный познавательный материал и сюжетно-ролевые игры, мини-викторины, задачи на сообразительность, ребусы, шарады, занимательные ситуации. Педагогическая наука в настоящее время располагает большими резервами, использование которых в практической деятельности помогает успешному решение целей обучения и воспитания школьников.

Анализ философской и психолого-педагогической литературы дает возможность охарактеризовать интерес как сложное психическое образование с присущими ему чертами: избирательной направленностью, органическим единством интеллектуальных, эмоциональных и волевых компонентов. Такая же сложная структура присуща и разновидности интереса — познавательному интересу.

Многолетние исследования И.Г. Морозовой, Г.И. Щукиной, Т.А. Куликовой доказали, что познавательный интерес не является имманентно присущим человеку от рождения, он складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования. При этом путь развития интереса в младшем школьном возрасте проходит несколько качественных этапов: от интереса к внешним качествам, свойствам предметов и явлений окружающего мира к проникновению в их сущность, к обнаружению связей и отношений, существующих между ними.

В своем исследовании мы рассматриваем познавательный интерес как эмоционально-познавательное отношение, возникающее из эмоционально-познавательного переживания, к предмету или непосредственно мотивированной деятельности, как отношение, переходящее при благоприятных условиях в эмоционально-познавательную направленность личности (Н.Г. Морозова).

Таким образом, “познавательный интерес в самом общем определении можно назвать избирательной деятельностью человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующей психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности”.

Особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой их них. Важной особенностью познавательного интереса является также и то, что центром его бывает такая познавательная задача, которая требует от человека активной, поисковой или творческой работы, а не элементарной ориентировки на новизну и неожиданность. Формирование и развитие познавательных интересов часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Поэтому необходимость формирования познавательных интересов в начальной школе имеет социальное, педагогическое и психологическое значение. В следующем параграфе мы рассмотрим особенности развития познавательного интереса детей младшего школьного возраста.

Особенности развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте

Младший школьник находится в новых для него условиях — он включен в общественно значимую учебную деятельность, результаты которой высоко или низко оцениваются близкими взрослыми. От школьной успеваемости, оценки ребенка как хорошего или плохого ученика непосредственно зависит в этот период развитие его личности.

Яркие различия у младших школьников наблюдаются в области познавательных интересов. Глубокий интерес к изучению какого-либо учебного предмета в начальных классах встречается редко, обычно он сочетается с ранним развитием специальных способностей. Таких детей, считающихся одаренными, — единицы. Большинству младших школьников присущи познавательные интересы не слишком высокого уровня. Но хорошо успевающих детей привлекают разные, в том числе самые сложные учебные предметы. Они ситуативно, на разных уроках, при изучении разного учебного материала дают всплески интереса, подъемы интеллектуальной активности.

Многообразие взглядов на интерес уже в наше время отмечали многие, в том числе А.Г. Ковалев и Б.И. Додонов, посвятившие ему как психологическому феномену специальные главы в своих монографиях. Так, первый отмечает, что одни психологи сводят интерес к осознанной потребности, другие — к направленности внимания, большинство же склоняется к определению интереса как познавательного отношения личности к действительности. Б.И. Додонов, в свою очередь, замечает, что интерес предстает перед нами то в виде мимолетного состояния, то в виде свойства личности и его проявления в систематически повторяющихся переживаниях и деятельности. При этом он предполагает, что за «веером» противоположных мнений об интересе кроются не заблуждения исследователей, а «схватывание» каждым из них тех или иных отдельных его сторон и проявлений, частично совпадающих с явлениями других образований психики. Интересы выступают в качестве постоянного побудительного механизма познания.

Формирование познавательных интересов у младших школьников происходит в форме любопытства, любознательности с включением механизмов внимания (поэтому некоторые авторы, как уже говорилось, принимают внимание за интерес; но внимание — это только механизм проявления ситуативного интереса). Переход интереса с одной стадии своего развития на другую не означает исчезновения предыдущих. Они остаются и функционируют наравне с вновь появившимися формами.

Познавательный интерес, как и творческая активность – сложные, многозначные явления, которые можно рассматривать с двух сторон. Во-первых, они выступают как средство обучения, как внешний стимул, с которым связана проблема занимательности. Во-вторых, данные понятия являются ценнейшим мотивом учебной деятельности школьника. Но для образования мотивов недостаточно внешних воздействий, они должны опираться на потребности самой личности. Поэтому можно выделить внутренние и внешние проявления познавательного интереса, а, следовательно, условия, влияющие на их формирование также могут делиться на внутренние и внешние.

Статья Инновационные принципы организации развития дошкольников заложенные в Федеральны

Инновационные принципы организации

развития дошкольников, заложенные в ФГТ.

Одним из основополагающих принципов, установленных Федеральными государственными требованиями к основной общеобразовательной программы является принцип интеграции образовательных областей.

Содержание образовательной области «Социализация» интегрируется с содержанием образовательных областей: «Коммуникация»: развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире, а также соблюдения элементарных общепринятых норм и правил поведения, «Познание»: формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, гендерной принадлежности, социуме, государстве, мире, «Труд»: формирование представлений о труде, профессиях, людях труда, желания трудиться, устанавливать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в процессе трудовой деятельности, «Безопасность»: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в семье и обществе, а также безопасности окружающего мира, «Физическая культура»: развитие игровой деятельности в части подвижных игр с правилами.

Содержание образовательной области «Здоровье» интегрируется с содержанием таких образовательных областей, как «Физическая культура»: развитие физических качеств и накопление двигательного опыта как важнейшие условия сохранения и укрепления здоровья детей, «Познание»: формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека, «Социализация»: формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения в части здорового образа жизни, «Безопасность»: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, в том числе здоровья, «Коммуникация»: развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и здорового образа жизни человека.

Содержание образовательной области «Физическая культура» интегрируется с содержанием таких образовательных областей, как «Здоровье»: в части решения общей задачи по охране жизни и укреплению физического и психического здоровья, «Музыка»: развитие музыкально-ритмической деятельности на основе физических качеств и основных движений детей, «Познание»: в части двигательной активности как способа усвоения ребенком предметных действий, а также как одного из средств овладения операциональным составом различных видов детской деятельности, «Коммуникация»: развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части необходимости двигательной активности и физического совершенствования; игровое общение, «Социализация»: приобщение к ценностям физической культуры; формирование первичных представлений о себе, собственных двигательных возможностях и особенностях; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в совместной двигательной активности, «Труд»: накопление опыта двигательной активности.

Содержание образовательной области «Безопасность» интегрируется с содержанием таких образовательных областей, как «Коммуникация»: развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе освоения способов безопасного поведения, способов оказания помощи самому себе, помощи другому, правил поведения в стандартных опасных ситуациях, в части формирования основ экологического сознания, «Труд»: формирование представлений и освоение способов безопасного поведения, основ экологического сознания в процессе трудовой деятельности, «Познание»: формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни, безопасности окружающей природы, «Социализация»: формирование первичных представлений о себе, гендерных особенностях, семье, социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в контексте безопасного поведения и основ экологического сознания, «Здоровье»: формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека.

Содержание образовательной области «Труд» интегрируется с содержанием таких образовательных областей, как«Коммуникация»: развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе трудовой деятельности, знакомства с трудом взрослых, «Познание»: формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части развития представлений о труде взрослых идетей, «Безопасность»: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в процессе трудовой деятельности, «Социализация»: формирование первичных представлений о себе, тендерных особенностях, семье, социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в контексте развития детского труда и представлений о труде взрослых, «Физическая культура»: развитие физических качеств ребенка в процессе освоения разных видов труда.

Содержание образовательной области «Познание» интегрируется с образовательными областями: «Коммуникация»:развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми, «Чтение художественной литературы»: решение специфическими средствами идентичной основной задачи психолого-педагогической работы — формирования целостной картины мира, «Здоровье»: расширение кругозора детей в части представлений о здоровом образе жизни, «Социализация»: формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире, «Труд»:формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых и собственной трудовой деятельности, «Безопасность»: формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира природы, «Музыка» и «Художественное творчество»: расширение кругозора в части музыкального и изобразительного искусства.

Специфика модели интеграции образовательной области «Коммуникация» состоит в том, что решение основных психолого-педагогических задач указанной области осуществляется во всех образовательных областях основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы» интегрируется с образовательными областями: «Коммуникация»: развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу прочитанного, практическое овладение нормами русской речи, «Познание»:формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей, «Социализация»: формирование первичных представлений о себе, своих чувствах и эмоциях, окружающем мире людей, природы, а также формирование первичных ценностных представлений, «Художественное творчество»: развитие детского творчества.

Содержание образовательной области «Музыка» интегрируется с содержанием образовательных областей: «Физическая культура»: развитие физических качеств для музыкально-ритмической деятельности, «Коммуникация»: развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу музыки, «Познание»: расширение кругозора детей в части элементарных представлений о музыке как виде искусства, «Социализация»: формирование первичных представлений о себе, своих чувствах и эмоциях, а также окружающем мире в части культуры и музыкального искусства.

Содержание образовательной области «Художественное творчество» интегрируется с содержанием таких образовательных областей, как «Коммуникация»: развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности, «Познание»: формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части изобразительного искусства, творчества, «Безопасность»: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности, «Труд»: формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту воспитанников, трудолюбия в различных видах продуктивной деятельности, «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура»: развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства.

Необходимо отметить, что принцип интеграции в образовании имеет психологическую основу, связанную с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, когда:

— поведение и деятельность дошкольника представляют собой «еще недостаточно дифференцированное целое»;

— «схватывание» целого раньше частей позволяет ребёнку«сразу», интегрально видеть предметы глазами всех людей;

— «прежде чем знание о целостности мира будет оформлено в системе теоретических понятий ребенка, он должен воссоздать подвижный интегральный образ действительности на уровне воображения».

Иными словами, ребенок-дошкольник «целостен», поэтому и формирование целостной картины мира как одной из главных задач психолого-педагогической работы в сфере дошкольного образования должно осуществляться адекватными для него способами: не расчленением, не разделением на отдельные составляющие, а интегративно, то есть через взаимодействие, взаимопроникновение, «пронизывание» образовательных областей.

Об адекватности интегративного подхода в дошкольном образовании говорят К.Ю. Белая, Л.А. Венгер, Е.Е. Кравцова, М.В. Лазарева, И.А. Модина, Ю.Н. Рюмина, Е.Г. Юдина и другие. Нахождение психологических и методических основ интеграции различных видов детской деятельности является, по мнению Л.А.Парамоновой, «ключевой проблемой современной дошкольной дидактики».

В современной практике дошкольного образования проведение интегрированных занятий является инновационной деятельностью учреждения. Методика проведения интегрированных занятий недостаточно разработана, некоторые методологические вопросы интегративного подхода при проведении интегрированных занятий до сих пор остаются недостаточно разработанными и уточненными, в первую очередь, вопрос об определении объекта и предмета интеграции. Интеграция детских видов деятельности, в ходе организации которых и должно происходить освоение основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в данном случае фактически отсутствует. Учебная деятельность не может интегрироваться сама с собой, а использование при проведении интегрированных занятий определенных коммуникативных, изобразительных, познавательных, конструктивных действий детей не является свидетельством ни подлинного развития детских видов деятельности, ни их интеграции. Несмотря на вышеназванный недостаток, интеграцию содержания дошкольного образования при проведении интегрированных занятий следует оценивать в целом как явление прогрессивное, сыгравшее безусловно положительную роль в развитии системы российского дошкольного образования.

Важным моментом внедрения в деятельность Федеральных государственных требований к основной общеобразовательной программе является поиск новых форм взаимодействия педагогов с детьми. В Федеральных государственных требованиях говорится об обучении, но основным организующим моментом все же является игра. А слово «занятие» в этом документе вообще отсутствует. Игра, как ведущая деятельность дошкольников, направлена на социализацию, формирование психических качеств ребенка, но игру нельзя подчинять решению дидактических задач. Обучение и самодеятельная игра – два разных вида деятельности.

Игра как основная форма работы с детьми дошкольного возраста и игра как ведущая деятельность должны быть четко разведены в педагогическом процессе детского сада. Доминирование игры как формы работы с детьми может приводить к парадоксальной ситуации депривации — угнетению игры на фоне ее тотальной эксплуатации. Игра может использоваться как образовательный метод, но она не должна использоваться как образовательный метод постоянно. Ведущая деятельность, представленная самодеятельными детскими играми, также должна иметь возможность развиваться, а не использоваться только в инструментальных целях, для нее должны быть созданы специальные условия. Именно эти игры обеспечивают развитие по онтогенетической линии, способствуют успешному формированию возрастных новообразований.

Статья Игра как элемент учебно-воспитательного процесса

Игра как элемент учебно–воспитательного процесса

Чернова Е.И.

Г.Москва ГБОУ д/с компенсирующего вида № 815

Издавна педагоги называли дошкольный возраст возрастом игры. И это не случайно. Почти все, чем занимаются маленькие дети, предоставленные самим себе, они называют игрой. Для ребенка игра- это его независимая деятельность, в которой он может реализовать свои желания и интересы без оглядки на обязательность и необходимость, требования и запреты, столь свойственные миру взрослых. Игра имеет значение не только для развития его личности в целом. Принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки взрослых, ребенок проникает их чувствами и целями, сопереживает им, а это означает у него человеческих, социальных эмоций, начал нравственности. В совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится объяснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими детьми. В игре ребенок получает и опыт произвольного поведения- учится управлять собой, соблюдая правила игры, сдерживая свои непосредственные желания ради поддержания совместной игры со сверстниками, уже без контроля со стороны взрослых.

Нет нужды объяснять, насколько все эти качества необходимы ребенку в дальнейшей жизни, и в первую очередь в школе, где он должен включаться в большой коллектив сверстников, сосредотачиваться на объяснениях учителя в классе, контролировать свои действия при выполнении домашних заданий.

Исследования показывают, что ребенку, который не играл в детстве, будет труднее учится, и налаживать контакт, с другими людьми, чем детям, имеющим богатый игровой опыт, особенно опыт совместной игры со сверстниками.

Игра помогает решать и более узкие педагогические задачи. В игре может происходить усвоение ребенком отдельных знаний, умений, навыков. Однако это уже требует специальной педагогической организации детской игры- включения в нее такого содержания, которое потребовало бы от ребенка актуализации определенных знаний, выполнения определенных действий. Можно, например, так построить игру в школу. Что ребенок будет с большим интересом и охотой осваивать азбуку, а специально организованная игра в магазин может помочь закреплению элементарных счетных навыков. Но эти задачи могут быть решены только в совместной игре детей с взрослым. Иными словами, взрослые должны осознавать, что ига вовсе не пустое занятие, она не только доставляет максиму удовольствия ребенку, но и является мощным средством его развития, средством формирования полноценной личности.

В систему коррекционной работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, мы включаем игры и игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность, что способствует формированию коммуникативных речевых навыков и, в итоге, правильного коммуникативного поведения.

Как показывают практические, наблюдения, особая роль в этом принадлежит театрализованным играм. Участвуя в них, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных, растений. Исходя из особенностей психического развития детей, все театрализованные действия мы строим на материале сказок. Тематика театрализованных игр разнообразна , например , игрушки , посуда , мебель , из жизни животных , из жизни растений , труд людей и т. д.

Практический материал для театрализованных игр распределяем так, что каждая тема пронизывает все этапы работы — от развития понимания речи до умения связно рассказывать, чувствовать и передавать интонацию, пользоваться движениями, мимикой, жестами, контактировать с участниками игр.

Воспитательное значение театрализованных игр состоит в формировании уважительного отношения детей друг к другу, развитии коллективизма. Развитие эмоций, познавательной деятельности, с одной стороны, и решение задач коррекционного обучения ( расширение знаний об окружающем мире, становление основных психических процессов, развитие речи: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения и т.д.)- с другой, тесно взаимосвязаны между собой в театрализованных играх .

В театрализованных играх есть сюжетный замысел и ролевые действия. Одна из ведущих ролей в них принадлежит воспитателю. Дети вначале являются зрителями: они не могут сразу и в полном объеме овладеть творческим процессом, необходимым для участия в театрализованных играх. Речь воспитателя на этом этапе служит образцом для подражания. Дети наблюдают, как воспитатель говорит, действует за персонажем, имитирует ролевые движения. Особое внимание мы уделяем анализу сюжета игры, разбору действий и поступков героев, уточнению знаний о предметах, явлениях, их назначении, сравнительным характеристикам героев. Постепенно творческая активность детей возрастает. Детям становиться интересно, когда они не только говорят, но и действуют как сказочные герои. Они пытаются имитировать ролевые движения, наблюдают друг за другом, стараются все лучше и лучше играть роль.

Мы используем любые моменты в жизни группы для упражнений в различном интонировании слов (радостно, удивленно, грустно, тихо, громко, быстро, медленно.) Так у детей развивается мелодико-интонационная выразительность, плавность речи. При организации игр используется фланелиграф (особенно на начальных этапах). Картинки иллюстрируют рассказ, сказку. От игры к игре нарастает активность детей, они запоминают текст, перевоплощаются «входят в образ», овладевают средствами выразительности. Дети начинают чувствовать ответственность за успех игры. Воспитатель остается активным ее участником. Своими пояснениями он направляет внимание на те, предметы и явления, которые надо уточнить, закрепить, в их сознании.

Немалое значение придаем оформлению театрализованных игр, обсуждению вместе с детьми атрибутов игры, костюмов. Последнее особенно важны для детей с ОНР, у которых слабо развито воображение: они помогают «входить в образ». К оформлению игр привлекаем родителей. Этот творческий процесс доставляет радость всем: и детям, и родителям, и педагогам.

Но нельзя рассматривать театрализованную деятельность детей только как развлечение. В театрализованных играх осуществляется познавательное развитие детей, так как они способствуют расширению и углублению представлений об отношениях между людьми, совершенствуется внимание, память, мышление, а в силу того, что театрализованная игра носит коллективные характер, она способствует формированию навыков общения, коллективизма, взаимопомощи.

Воспроизводя в игровой форме образы своих героев, дети передают и основы их черты: щедрость, доброту, смелость, хитрость, жадность и т.д. Эти качества передаются в манере игры и, затрагивая эмоциональную сферу ребенка, способствует его нравственному и эстетическому воспитанию. У детей формируются личностные качества — выдержка, дисциплинированность, целеустремленность; нравственные – смелость, честность, доброжелательность и т.д. Таким детям легче найти себе друзей.

В России, как и во всем мире, искусство, театр, театрализованные и игровые методики общения все больше проникают в образовательный процесс. В этом выражается потребность времени: найти комплексный, достаточно универсальный, учитывающий новейшие разработки и основанный на естественных природных качествах личности путь всестороннего гармоничного развития, обучения и воспитания личности с самого раннего возраста.

В последнее время часто говорится о личностно-ориентированном подходе к детям, который упирается на особенности нервной системы, темперамента, и индивидуальные возможности каждого ребенка. Именно они определяют степень активности ребенка, влияют на его развитие. Это необходимо учитывать, чтобы воспитательно-образовательный процесс был организован с наибольшей эффективностью. Думаю, что театрализованная деятельность совместно с другими формами деятельности ребенка способна решить эти задачи.

Статья Играем вместе

Играем вместе.

Дети не рождаются с готовым игровым опытом. Играть детей необходимо учить. Поэтому игре я уделяю особое внимание. И одно из главных направлений в моей деятельности – игра и сказкотерапия.

Сказкотерапия – весьма важная методика для использования

в дошкольных учреждениях, которая оказывает многоплановое воздействие на личность дошкольника. Все дети стремятся соответствовать нашим ожиданиям и смотреть на мир нашими глазами. И в наших силах сделать их детство по-настоящему счастливым. Ведь для этого малышу нужно не так уж и много – внимание к ценностям его жизни и наше желание играть вместе с ним.

В рамках осеннего проекта «Играем вместе» в нашем детском саду были проведены музыкально-игровые представления с участием детей и взрослых «Теремок», «Гости ходят в огород», «Три медведя», «Кто сказал «мяу». К каждому мероприятию мы

с коллегами серьёзно готовимся: пишем сценарий, подбираем «качественные» тексты и музыкальное сопровождение, готовим декорации и костюмы. Многие куклы для спектаклей созданы руками педагогов и родителей.

Элементы сказок присутствовали и на осенних утренниках: «Последнее яблоко», «Под грибком» (по В.Сутееву)

Наши совместные театрализованные игры очень увлекают детей, развивают их воображение, фантазию, творческие способности, делают более эмоционально отзывчивыми. В процессе работы над сказками дети проявляют такие нравственные качества, как терпимость, отзывчивость, щедрость. Ребёнок учится доброжелательно общаться в коллективе сверстников, не замыкаться при взрослых. Понимая, что его всегда слушают и слышат, он становится более инициативным и открытым. А ведь это так важно и родителям, и педагогам.

Музыкальный руководитель

Олейник Елена Николаевна

Статья Игровой стретчинг

В переводе с английского, «стретчинг» означает потягивание, вытяжение. Во время выполнения данного комплекса упражнений, вы будете выполнять вытягивание мышц отдельных частей тела, затем в течение несколько секунд оставаться в таком положении и возвращаться в исходное положение.

Растягивание не подходит для усиления кровообращения, поскольку все движения выполняются очень медленно. Но в этом есть и свои плюсы. В результате растяжения мышцы расслабляются и становятся более эластичными, к ним поступает больше крови. Положительно влияет этот комплекс и на суставы. Они приобретают большую подвижность, после нескольких занятий увеличивается гибкость всего тела, что является прекрасным результатом для любого вида спорта. Во время занятий стретчингом вы учитесь сосредоточенному, глубокому дыханию, что, в свою очередь, благотворно влияет на головной мозг, особенно после напряжённого трудового дня. Очень важно, что стретчинг не имеет ограничений по возрасту, он будет полезен как детям, людям среднего возраста, так и пожилым. Каждый выполняет упражнения по мере возможности, соизмеряя нагрузку возрасту.

Комплекс подразумевает чередование нагрузки и расслабления, им можно как начинать, так и завершать тренировки. Как разминка он подходит для разогрева мышц, в результате мышечная ткань меньше подвержена растяжениям. После тренировки же растягивание помогает восстановить пульс, который увеличивается во время занятий.

Есть несколько правил правильного растягивания. Первое и самое важное — лучше делать растяжку меньше, чем слишком сильно. Вы должны чувствовать лишь лёгкое напряжение в растягиваемых мышцах. Это имеет большое значение и потому, что физиологически мышца, при перенапряжении, может рефлекторно сократиться, вместо того, чтобы расслабиться.

Второе правило касается времени. В каждой позе растяжения необходимо находиться в течение 10-30 секунд, а именно до тех пор, пока не исчезнет даже лёгкое напряжение. Если этого не происходит, значит, растяжение было слишком сильным и его нужно ослабить, чтобы добиться требуемого ощущения.

Во время занятий дыхание должно быть медленным, глубоким и ровным, его нельзя задерживать. Каждое новое растягивание начинайте с вдоха. И только выполняя наклоны, вы сначала должны выдохнуть.

Выполняя растягивание, сохраняйте устойчивое положение. Во время каждого упражнения концентрируйте внимание на той части тела, которую растягиваете — так вы быстрее почувствуете, достаточно ли напряжены мышцы. Для этого можно самим варьировать упражнения, например, слегка изменить угол растягивания.

Итак, всего в комплексе 6 упражнений, каждое из которых нужно повторить минимум 5 раз.

1. Встаньте прямо, немного расставив ноги и слегка согнув их в коленях. Сначала поднимаем вверх одну руку и тянемся за воображаемым предметом. Затем рука свободно «падает» вниз. То же самое выполняем другой рукой. Голова при этом чуть запрокинута.

2. Сядьте прямо, разведите ноги, ладони на затылке. Наклоните верхнюю часть туловища вперёд, и медленно потянитесь к правому колену. Так же медленно вернитесь в исходное положение, затем потянитесь к левому колену.

3. Встаньте на четвереньки, руки выпрямите. Затем вытяните правую руку вперёд и левую ногу назад до горизонтального положения, постарайтесь хорошо потянуться. Повторите левой рукой и ногой.

4. Лягте на спину, руки раскиньте в стороны, ноги максимально выпрямите. Медленно поднимайте правую ногу до прямого угла, вытяните её, а затем опустите влево, коснитесь пола. Голову при этом нужно повернуть направо. Выполняя движения в обратном порядке, вернитесь в исходное положение. Повторите всё левой ногой.

5. Потянитесь как кошка! Снова встаньте на четвереньки. Сядьте на пятки, «уронив» при этом голову между рук, округлите спину. Затем выпрямите туловище, оторвав руки от пола, и потянитесь головой вверх.

6. Лягте на спину, поднимите прямые сомкнутые ноги, медленно заведите их за голову и коснитесь ногами пола. Если вам удастся удержаться в этом положении какое-то время, до восстановления лёгкого и естественного дыхания, то можно делать упражнение только один раз. Попробуйте сохранять позу одну минуту. Потом сядьте и очень медленно потянитесь.

Занимайте комплексом несколько раз в неделю, и вы обретёте лёгкость движений и гибкость всего тела.

Наталья Биатова

Статья Здоровьесберегающие технологии в совместных с родителями физкультурных занятиях

ГБДОУ детский сад № 34 Кировского района Санкт-Петербурга

Здоровьесберегающие технологии

в совместных с родителями физкультурных занятиях

Инструктор физического воспитания

Свеженцева Екатерина Алексеевна

Санкт-Петербург

2013

Семья и детский сад – это окружение ребенка, его мир. Ребенок дошкольного возраста именно в этой среде черпает необходимую информацию и адаптируется к жизни в обществе. Во все времена педагоги работали с семьей воспитанников, ведь цель у нас одна – вырастить детей здоровыми, всесторонне развитыми гармоничными личностями. Чтобы выстроить эффективное общение для педагогов и родителей важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания. Общение будет успешно, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторонах темах.

Охрана здоровья детей — это приоритетное направление деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и быть успешными. Проблема сохранения здоровья детей занимает значительное место в жизни общества, становится приоритетной национальной проблемой. Здоровье дошкольников – одна из ступеней к гармоничному здоровью школьника, затем взрослого человека. Поэтому, достаточно закономерно, что в соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье дошкольников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики. Поэтому состояние здоровья детей становится главной темой в дошкольном образовании.

В образовательных учреждениях реализуются различные формы работы по здоровьесбережению. Привлечение родителей в любом из направлений увеличивает эффективность и результативность работы. В привлечении родителей к совместной работе, к общению и формированию основ здорового образа жизни у дошкольников «эффективным помощником» выступают совместные с родителями занятия. Такие занятия позволяют решить задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья детей, педагогов и родителей.

В ГБДОУ детский сад № 34 Кировского района Санкт-Петербурга совместные занятия с родителями проводятся уже ни один год; можно смело говорить о сложившейся системе работы. Совместные с родителями физкультурные занятия помогают не только в решении задач, направленных на формирование здорового образа жизни у воспитанников, но и в реализации других направлений общеобразовательной программы дошкольного образования.

Представленный в статье материал раскрывает содержание и алгоритм проведения совместных занятий с родителями воспитанников, определены принципы их подготовки и особенности проведения.

Целью такой формы работы как совместные занятия с родителями является

создание условий для эффективного взаимодействия родителей и детей с целью приобщения к здоровому образу жизни.

При планировании занятий были поставлены следующие задачи:

Помочь родителям установить эмоциональный контакт с ребёнком, расширяя диапазон их общения.

Содействовать возникновению у родителей и детей чувства радости, удовольствия от совместной деятельности.

Приобщать родителей и детей к здоровому образу жизни.

Обогащать двигательный опыт детей, развивать ориентировку в пространстве, координацию движений.

Содействовать обогащению знаний родителей о физическом воспитании дошкольников.

Познакомить родителей с элементами техник сохранения и укрепления здоровья, используемыми на физкультурном занятии.

ПРИНЦИПЫ НАПИСАНИЯ СЦЕНАРИЯ ЗАНЯТИЯ.

При написании сценария следует учитывать некоторые особенности совместного с родителями занятия. Мною были выделены принципы.

Предварительная консультация с педагогами на группе.

На такой консультации обсуждается целый ряд вопросов: время проведения, количество участников. Возможно, воспитатель на группе предложит тематику мероприятия.

Предусмотреть время для «ритуала встречи» и «знакомства с залом».

В самом начале занятия дети и родители должны иметь время для того, что бы поздороваться, поприветствовать друг друга. Родителя и детям этот ритуал поможет переступить легкое волнение, которое может иметь место.

Методичность. Такое занятие, прежде всего, остается физкультурным занятием. И поэтому все методические рекомендации к его построению должны быть соблюдены. Это занятие должно включать в себя все части физкультурного занятия.

Использовать здоровьесберегающие технологии. Эти технологии должны быть применены на каждом занятии для эффективного достижения поставленных целей и задач.

Продумать уход детей. Очень важным моментом является уход детей. Здесь необходимо продумать и обсудить с педагогом на группе, каким образом дети будут уходить из зала.

Предусмотреть общение с родителями после занятия. Максимальной эффективности такие занятия достигают, если после завершения основной программы, инструктор физического воспитания беседует с родителями и совместно с ними подводит итоги мероприятия.

Использовать здоровьесберегающие технологии. В каждом занятии необходимо использовать эти технологии для достижения поставленных целей и задач.

ПРИНЦИПЫ ПОДГОТОВКИ СОВМЕСТНЫХ ЗАНЯТИЙ

Усложнение: «От простого к сложному».

Каждое занятие должно быть сложнее предыдущего.

Методичность.

Занятия готовятся с учетом плана занятий и с учетом методических требований к занятиям.

Здоровьесбережение.

В занятие должны быть использованы здоровьесбергающие технологии (ритмопластика, релаксация, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастка, элементы массажа и самомассажа, психогимнастика).

Активность.

Педагогу необходимо активно и деятельно готовится к таким занятиям и к их проведению. Этот настрой передается и родителям детей, настраивая их на активное участие.

Единство понимания целей и задач педагогами и родителями.

Необходимым условием является информирование родителей педагогами о поставленных задачах.

Партнерство и взаимоуважение педагогов, специалистов и родителей.

Эффективности занятия не удастся добиться при исключении одного из звеньев партнерского взаимодействия.

СОВМЕСТНЫЕ ЗАНЯТИЯ С РОДИТЕЛЯМИ

Объединяют всех участников образовательного процесса.

Облегчают прохождение ребенком адаптационного периода.

Формируют у родителей основы физкультурной грамотности.

Позволяют эффективно применять здоровьесберегающие технологии.

Способствуют преодолению стеснения у детей и родителей.

Способствуют улучшению взаимоотношений родителей между собой.

Помогают в приобщении родителей и детей к здоровому образу жизни.

Результат представленной системы работы — продуманные совместные с родителями физкультурные занятия в сочетании с другими формами вовлечения родителей в жизнь группы и учреждения в целом повышают инициативность родителей. Они становятся активными участниками жизни детского сада. Все это помогает родителям и педагогам максимально эффективно работать над решением одной из главнейших задач — вырастить детей здоровыми, всесторонне развитыми гармоничными личностями.

Организация подобного взаимодействия с семьей, активное привлечение родителей к жизни ДОУ – работа, требующая от педагогов ДОУ терпения, интуиции и инициативности. Успех определяется умением педагога стать профессиональным помощником в семье.

Однако результат окупает и заботы педагогического коллектива, и время, потраченное родителями.

Статья Значение физической культуры в жизни дошкольника

Значение физической культуры в жизни дошкольника.

Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, физически хорошо развитым. Наряду с совершенно естественной заботой о чистоте его тела, удовлетворении потребностей в пище, крайне необходимо обеспечить и удовлетворение потребности в движении.

Физкультурно-оздоровительной работе детском саду отводится достаточное время в режиме дня. Утренняя гимнастика, физкультминутки, бодрящая гимнастика после сна, прогулка, водные процедуры (умывание), подвижные игры и игровые упражнения на улице, динамические паузы, физкультурные занятия, досуги и праздники — всё это является формами физкультурно-оздоровительной работы.

Два — три раза в неделю физкультурные занятия проводятся в зале или на свежем воздухе. Для физкультурных занятий ребенку необходима спортивная форма и обувь: в теплое время года — шорты, футболка, носки, полукеды или спортивные тапки; для занятий на улице в холодное время года — спортивные брюки, спортивная кофта, футболка, носки, полукеды или спортивные тапки , спортивная шапочка.

Во всех возрастных группах физкультурные занятия имеют высокую моторную плотность, то есть 80-90% занятия дети двигаются, в результате чего одежда становится влажной и теряет былую чистоту. Поэтому для поддержания здоровой гигиены ребенку необходимо иметь для занятий форму. Кроме этого специальная одежда и обувь являются соблюдением техники безопасности. Спортивная форма не стесняет движений малыша, он может выполнять различные упражнения с большой амплитудой. Кеды на резиновой подошве не скользят, что снижает риск получения ребенком травмы.

Дети находятся в одежде более 70% времени суток, и им небезразличен «пододежный микроклимат». Давайте вместе заботиться о том, чтобы детям было комфортно не только на физкультурных занятиях, но и после них.

Искусство физического воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом лёгким — и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически и практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения, некоторые думают, что для него нужна врождённая способность и умение, то есть навык, но весьма не многие пришли к убеждению, что кроме терпения, врождённой способности и навыка необходимы специальные знания.Народная мудрость гласит: “Здоровье всему голова.”, “Здоровью цены нет.”. Вырастить ребёнка крепким, сильным, здоровым — это желание каждого родителя. Но как это сделать, какими средствами и путями?Обратиться именно к этой проблеме меня побудило наблюдение за педагогическим процессом в ясли/саду в течение нескольких лет.Первое, с чем я столкнулась — это слабое физическое развитие детей при поступлении в детский сад. Общая картина такова: дети испытывают “двигательный дефицит”, то есть количество движений, проводимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы, задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Дети имеют излишний вес, нарушения осанки. И одной из основных причин таких результатов является неосведомлённость родителей в вопросах педагогики и, в частности, физического воспитания детей.Анкетирование родителей детей, которые посещают детский сад показало, что папы и мамы мало знают о том, как укрепить здоровье ребёнка с помощью физических упражнений, закаливания, подвижных игр. Родители зачастую оберегают своих малышей от физических усилий (“не бегай, не прыгай, не лазай, а то упадёшь, посиди”), даже от здорового соперничества в подвижных играх. Из лучших побуждений, конечно. Такая родительская любовь рискует превратиться в свою противоположность и принести только один вред. Ведь доказано, что подвижные игры и физические упражнения оказывают значительное влияние на нормальный рост и развитие ребёнка, на развитие всех органов и тканей, а если эти занятия проводятся на свежем воздухе — то и закаливают организм. Своевременное развитие основных двигательных навыков, так же важны, как и своевременное интеллектуальное развитие ребёнка — например, развитие речи.Можно выделить основные причины неудач в воспитании детей (в том числе и физическом).1. Отсутствие у родителей потребности в здоровом образе жизни: игнорирование занятий по физической культуре, курение, злоупотребление алкоголем.2. Незнание (недостаточная подготовка в вопросах детской педагогики и психологии).3. Неуверенность в своих силах.4. Занятость на работе и общественная нестабильность.5. Пренебрежительное отношение к своим обязанностям.Поэтому я считаю, что в детском саду необходимо систематическое, разностороннее педагогическое просвещение родителей, включая теоретические знания и практические занятия, обмен опытом воспитания детей.Информация и практический опыт, полученный родителями на совместных мероприятиях, помогут: увидеть, узнать работу детского сада по физическому развитию их детей, вызвать у родителей интерес к данному вопросу, дать знания об уровне “двигательной зрелости” детей, сформировать потребность в здоровом образе жизни, предоставить возможность позаниматься физкультурой не только ребёнку, но и взрослому, снизить “дефицит” положительных эмоций у детей, создать атмосферу праздника при , совместной спортивной деятельности детей и взрослых, облегчить общение родителей и сотрудников детского сада, обеспечить преемственность методов и приёмов воспитания детей в семье и в детском саду, а значит повысить эффективность работы по оздоровлению детей. Следовательно, проблему оздоровления дошкольника можно решить только при поддержке, желании и тесном сотрудничестве с семьёй.Воспитание, в частности физическое, тесно связано с целями и устремлениями родителей и зависят от них. А так как большая часть жизни ребёнка проходит в семье, развитие ребёнка тесно связано с образом жизни семьи, и родители должны заботиться о правильном физическом развитии ребёнка, занимаясь регулярно физкультурой, приобщаясь к здоровому образу жизни. Специалисты детского сада должны дать необходимые педагогические и практические знания — упражнения и подвижные игры, способствующие развитию у ребёнка двигательных навыков, а так же освоить методы обучения этим упражнениям, чтобы в результате повторений закрепить приобретённые навыки.Продуманный педагогический процесс должен обеспечить преемственность разных организационных форм, преемственность физического воспитания в детском саду и в семье.Для того, чтобы решить проблему оздоровления детей — необходимо создать доверительно-деловые контакты, атмосферу сотрудничества, которые предполагают несколько этапов: 1. Знакомство с родителями, установление доверительных отношений с родителями;2. Ознакомление с условиями, проблемами семьи в воспитании здорового ребёнка, продолжать формировать установку на сотрудничество; 3. Организация совместных усилий родителей и педагогов детского сада, направленных на физическое развитие детей. Причём родителям даются не только педагогические знания, но осуществляется практическая подготовка в вопросах воспитания здоровых детей. В результате 1 и 2 этапа работы выявляется, что родители по отношению к физическому развитию ребёнка, к здоровому образу жизни делятся на следующие группы:1 группа родителей — недооценка значения физического воспитания детей, не уделяют должного внимания этой проблеме. Здесь необходима кропотливая индивидуальная работа с родителями;2 группа родителей — понимают и знают необходимость воспитания потребности в здоровом образе жизни, есть желание, но не хватает знаний и опыта,нет времени, то есть загружены работой,нет желания заниматься с ребёнком.Эти родители в большинстве полагаются на работу детского сада. Для этих родителей необходимо дать информацию об основах воспитания здорового ребёнка, практические советы и рекомендации.3 группа родителей — знают и умеют, занимаются с детьми физическим воспитанием, стремясь воспитать здорового ребёнка. В семье есть все условия для всестороннего развития ребёнка. Эти родители являются опорой в работе инструктора с родителями, занимают активную позицию в жизни детского сада. Их опыт можно использовать в работе с родителями.Условно разделив родителей на группы, легче будет осуществлять дифференцированный подход в работе и добиться желаемого результата.Как же проявляется дифференцированный подход в совместной спортивной деятельности детей и взрослых.В начале года провожу анкетирование для того, чтобы больше узнать о ребёнке, о его физическом воспитании в семье, узнать уровень педагогической подготовленности в физическом воспитании родителей, наметить план работы с родителями и детьми. Для определения эффективности работы, результатов по совместной спортивной деятельности детей и взрослых использую также анкетирование взрослых и детей в конце года.Анализ анкеты родителей и устного анкетирования детей убедительно показывают:совместная спортивная деятельность детей и взрослых полезна и для детей, и для родителей.Поэтому можно сделать выводы: 1. Все дети очень любят ходить на совместные спортивные мероприятия — не было случая, когда ребёнка пришлось бы принуждать к этому;2. Самыми любимыми для детей были совместные с родителями физкультурные досуги «Весёлые старты» и “Навстречу друг другу»”, для некоторых детей ещё танцевальные упражнения под музыку, 30% детей назвали все виды упражнений любимыми;3. Дети с удовольствием повторяли освоенные упражнения дома, на прогулках занимались с родителями.4. Главную пользу от таких занятий родители видели в том, что они узнали, какие упражнения полезны их ребёнку и как их правильно выполнять. Большинство родителей отметили, что ребёнок научился сосредотачиваться на выполнении тех или иных движений, стал более ловким, самостоятельным;5. Все участники совместной спортивной деятельности положительно отзывались о методах работы инструктора по физическому воспитанию, воспитателей, медицинских работников;6. В числе немногих замечаний были лишь замечания — проводить занятия чаще, заниматься больше на свежем воздухе, иметь возможность обучить детей плаванию.Другая проблема, над которой я работаю — это усиление роли физического воспитания на благополучное вхождение в социум, на саморегулирование поведения, выработке жизненной позиции. Сегодня перед дошкольным учреждением стоит сложная задача — воспитание человека деятельного, инициативного, способного найти выход из создавшихся трудностей.К примеру, одной из главных задач программы по физическому воспитанию « От рождения до школы», по которой работает наш детский сад, является использование новых форм организации деятельности детей, имеющих важное значение для социализации ребёнка и обеспечивающих ему психологический комфорт, а также стимулирующих развитие у них самостоятельности и ответственности. Вырабатывая навыки владения основными движениями и выполнения физических упражнений, я знакомлю детей с физическими, физиологическими процессами человека во время занятий физкультурой (строение тела, мышц, правильной осанки, роли позвоночника в организме, работе сердца, о роли режима дня, о правильном питании). Кроме того, о правилах поведения, помощи при травмах (ушибы, порезы, обморожения и т. д.) — всё это для осознанного отношения к физкультурным занятиям .В физкультурных праздниках и развлечениях я обратилась к теме истории спорта, для того чтобы познакомить детей с зарождением Олимпийских игр в Афинах, с современными видами спорта, с идеалами Олимпийского движения. По-моему мнению это должно заложить в сознании ребят интерес и уважение к занятиям физкультурой.Значительное место в программе физкультурных развлечений для старших детей занимают игры, игровые задания соревновательного типа (эстафеты). Эстафеты позволяют играющим отчётливее ощутить присутствие друг друга, научить считаться с игровым поведением партнёров и взаимодействовать с ними. Психологи, отвечая на вопрос: «Как приходит успех?», отвечают, что его можно добиться благодаря специальному обучению. И эстафеты, спортивные игры — универсальное средство для «тренировки на успех», главное достоинство которых то, что дети могут ошибаться и исправлять свои ошибки.

Яндекс.Метрика